Питч-бенд — непрерывный контроллер высокого разрешения. В списке событий он показан как самостоятельный элемент. Питч-бенд позволяет вам сместить высоту тона ноты вверх или вниз, способом, который вы определите, и на нужное вам значение. По воздействию это похоже на портаменто, — основное отличие состоит в полной управляемости процесса смещения высоты тона ноты, как в степени этого смещения, так и в скорости его.
На клавишных инструментах смещением высоты тона ноты управляют с помощью специального колеса или рычага (который обычно с таким же успехом управляет СС1 (Модуляцией)). Поворот рычага влево понижает высоту ноты, поворот вправо — повышает. Конечно, вы можете ввести события питч-бенда вручную при пошаговой записи, но это потребует много времени и многих проб и ошибок. Предпочтительнее записать пусть плохие смещения в режиме реального времени, а потом отредактировать их (лучше, конечно, сразу записать правильные смещения).
В случае миди-гитары один только взгляд на инструмент посылает в секвесер сонм сообщений о смещении высоты тона нот, так что лучше отключить возможность передачи данных питч-бенда в секвенсер, если только вы не записываете сольную партию. Гитаристы смещают высоту тона ноты, просто подтягивая струну и, благодаря высокому разрешению сообщений питч-бенда, струне не требуется сильное смещение перед тем, как будет передано соответствующее сообщение.
Диапазон питч-бенда
Диапазон смещения высоты (или чувствительность) — это максимальное изменение высоты, производимое поворотом рычага модуляции на клавиатуре полностью влево или вправо. Диапазон питч-бенда измеряется в полутонах. В случае General MIDI диапазон смещения высоты тона ноты по умолчанию равен плюс-минус два полутона. Стандартный метод установки диапазона — с использованием контроллеров RPN.
Важно отметить следующее обстоятельство в связи с вопросом о диапазоне смещения высоты: 99% тон-генераторов позволяют устанавливать независимый диапазон для каждого канала (с использованием RPN №0). Тем не менее, существует некоторое количество мультитембраль-ных синтезаторов «стандарта GM», на которых установки для смещения хотя и определяются пользователем, но носят глобальный характер, или, что еще хуже, фиксированы на значении плюс-минус 2 полутона. Это очевидным образом сокращает возможности применения питч-бенда, и при этом коммерческие миди-файлы могут звучать не так, как им положено.
Просмотр событий питч-бенда
Сообщения о смещении высоты тона ноты почти всегда передаются и записываются с высоким разрешением, что дает 16384 возможных значений на выбранном диапазоне (другими словами, если вы установили диапазон смещения равным плюс-минус 2 полутона, выбранный диапазон составит 4 полутона). В списке событий это может быть представлено двумя различными способами.
С помощью двух отдельных контроллеров, каждый со значениями в диапазоне 0 — 127. При этом один из контроллеров является контроллером LSB, а другой MSB. MSB-контроллер можно рассматривать в качестве грубой настройки смещения высоты, при которой каждыйшаг представляет 1/128 долю выбранного диапазона. Если при записи вы произведете плавное движение колесом (или рычагом) модуляции, передающим сообщения питч-бенда, а потом загляните в список событий, то увидите, что значения контроллера MSB плавно изменяются, в то время как значения LSB носят случайный характер.
Когда дело доходит до редактирования неудачного смещения высоты ноты, именно значения MSB вам придется изменять, а на LSB часто можно не обращать никакого внимания. При таком способе представления событий питч-бенда центральной точкой (отсутствие смещения) является 0: 64.
Некоторые секвенсеры показывают питч-бенд как один параметр с диапазоном значений в 16384 точки. Значения параметра меняются в интервале от — 8192 до + 8191, где ноль центральная точка, в которой нет никакого смещения высоты тона ноты.
ПОЧИСТИ!
Обычное использование рычага модуляции при записи в реальном времени означает, что иногда вы будете двигать рычаг в то время, когда ни одна нота не звучит. Это случится, если вы захотите, чтобы нота начала звучать полутоном ниже и «подтягивалась» к своей высоте, или вы, напротив, хотите сделать подтяжку вверх в конце ноты. В таких случаях сообщения о смещении высоты ноты появятся либо до включения ноты, либо после ее выключения. Такие лишние события должны быть удалены (см. рис. 10), и их может оказаться довольно много.
Помните о том, что подобными событиями могут быть и изменения Экспрессии (СС11) и Модуляция (СС1). В любом случае следует удалять лишние события.
Чем выше разрешение секвенсера, тем больше непрерывных контроллеров он записывает. В секвенсерах высокого уровня предусмотрена возможность уменьшения плотности записываемых непрерывных событий. Она может называться, например, Reduce Continuous Controllers. При ее использовании количество записываемых событий уменьшается, при этом разницу в результатах вы не услышите.
|