Есть столько же методов "живого" микширования музыки, сколько и людей, сидящих за пультом. Некоторые инженеры очень аналитичные, хорошо разбираются в частотах, децибелах и других технических понятиях. Другие - более интуитивные в своих методах работы с ручками, кнопками и фейдерами для достижения звучания, которое они слышат в своих головах. Кто-то начинает выстраивать звук, компрессируя вокал, и доводя его до совершенства, другие не прикоснутся ни к чему, пока не отполируют общее звучание бочки и баса.
Независимо от метода, каждый звукоинженер работает для одной цели - чтобы создать плотный и объемный микс, в котором инструменты дополняют друг друга, а не конкурируют. Микс, в котором инструменты поддерживают голоса, а не перекрывают. Микс, который наполняет зал достаточной энергией, но без чрезмерной громкости. Микс, который больше, чем просто сумма своих частей.
Эта статья представит вам несколько проверенных методов для достижения этих целей, а также предложит вам некоторые пути для создания концептуальности в эффективном микшировании. Имейте в виду, что нет правильного или неправильного пути, чтобы микшировать "живой" звук - только вы сами можете решить, какой способ соответствует вашим способностям, техническим знаниям и индивидуальности.
Прежде, чем мы начнет говорить об управлении звуком, имеет смысл бросить взгляд на инструменты, которые имеются в распоряжении звукоинженера для создания "хорошего" микса. Понимать, как эти инструменты работают - и как они влияют на звук - очень важно для звукоинженера. Бесспорно, самым мощным инструментом микширования является фейдер, ведь только он способен установить общий уровень звука там, где начинается великий микс, а все остальное просто расширяет то, чего достиг фейдер. Кнопка "mute" также может быть очень эффективным средством микширования.
Следом идет эквализация, где тональный характер звука может быть установлен вне зависимости от его громкости. Почти так же важный, как общий уровень, эквалайзер позволяет вам изменять звуковой частотный баланс для лучшего заполнения микса, а не только для улучшения звучания самого инструмента. С эквализацией связаны выбор микрофонов, их размещение и дистанция до инструментов для достижения нужного тонального баланса.
Последнее "мощное оружие" - это панорамирование, или стерео позиционирование. Стерео звуковые системы, и построенные по принципу "левый-центр-правый", позволяют разделить звук пространственно, что может существенно добавить воспринимаемый объем и различие между инструментами. Стерео размещение позволяет вам буквально "завернуть" лидер-вокал в звук без компромиссов с разборчивостью остальных голосов и инструментов. Другие технические инструменты также служат расширению микса, но они не так важны в большинстве ситуаций церковного звука. Это компрессоры, лимитеры, эффекты, основанные на задержке - дилей и реверберация, и эффекты, связанные с изменением высоты тона - хорус и флэнжер. Когда эти элементы используется осторожно, то они могут вывести хорошо сведенный микс на новый уровень. Но, применяя их чрезмерно и неумело, вы рискуете ясностью и детальностью вашего микса.
Снизу вверх и сверху вниз
После того, как мониторы настроены и музыканты имеют на сцене звук, который их удовлетворяет, приходит время настраивать голоса и инструменты для главной звуковой системы. Весьма эффективный метод - начинать настройку с основных ритмических инструментов, таких как ударная установка, бас гитара, электрогитара или пиано. Термин "основные" здесь используется неслучайно - вы должны думать об этих инструментах, как об основной строительной конструкции, на которой весь микс будет держаться. Лишите микс этих инструментов, и его звучание может стать ослабленным.
Метод "снизу вверх" предполагает, что вы отстраиваете звук, работая с инструментами и голосами, двигаясь "вверх" относительно их фундаментальных частот и роли в миксе. Создание микса для большого ансамбля/оркестра можно начать с ритмических инструментов, упомянутых выше, затем переходя к акустической гитаре, органу, синтезатору/клавишным/электропиано, от низких струнных к скрипкам, от тромбонов к трубам, перкуссии, хору, бэк-вокалу, и наконец - к лидер-вокалу
С дополнением каждого нового элемента необходимо при помощи уровня, эквализации и панорамирования достигать того, чтобы каждый инструмент существовал в своем собственном акустическом пространстве без взаимной конкуренции. Настоящим искусством в подобном методе микширования является умение оставить под конец пространство для важнейших элементов, не делая микс слишком громким. Очень часто последний вокалист получается слишком громким, и для компенсации приходится прибирать все остальное. Практически, такой микс требует полной перестройки.
Метод "сверху вниз" решает эту проблему, начиная настройку с самого важного элемента (обычно это лидер-вокал и его, или ее инструмент, если таковой имеется), добавляя затем под него другие инструменты и голоса. Подобный метод - идти "вниз", настраивая инструменты по степени важности и/или частотному диапазону - заполняет микс основными ритмическими инструментами в последнюю очередь. Общая громкость при таком методе обычно находится под контролем, но очень легко потерять некоторые "не очень важные" инструменты, когда вы свели весь микс.
Каждому звуку - свое место
В дополнение к визуализации микса как структуры, построенной на основных ритмических инструментах, вы можете представить ваш микс как частотный континиум от низких до высоких частот. Каждый инструмент (в том числе человеческий голос) воспроизводит определенный диапазон частот, из которых лишь немногие действительно определяют звучание этого инструмента.
Несколько инструментов, генерирующих один и тот же частотный диапазон, конкурируют, маскируя друг друга. Ваш микс будет казаться перегруженным в этом диапазоне частот, и ясность исполнения будет страдать, пока вы не уменьшите присутствие какого-то инструмента в спорном месте. В большинстве случаев, эквализация помогает найти инструментам собственную частотную область.
После внимательного прослушивания той области, где есть конкуренция между инструментами, вы можете подрезать отдельный частотный диапазон в одном или нескольких каналах для уменьшения звукового беспорядка. Для примера, представим простую группу поклонения, состоящую из барабанов, электрического баса, клавишных/синтезатора, акустической гитары, четырех бэк-вокалистов и лидер-вокала.
В этом примере, комбинация бас гитары, сэмплированого пиано и акустической гитары вызывает большой "затор" в области нижней середины. Бас идет первым - подрезаем несколько дБ около 250 Гц, уменьшая в звучании инструмента область нижней середины без изменения фундаментального звучания.
Акустическая гитара, на которой играют "чесом" при помощи медиатора, наполняет микс, в основном, высокочастотным "звоном", делая ее почти перкуссионным элементом. Нижние частоты акустики - около 150 Гц - только дополняют неразборчивости в звуке. Следовательно, убрав низ из акустической гитары, даже при помощи крутого обрезного фильтра, вы только улучшите общий звук микса. Акустическая гитара в основном слышна в области от 1 кГц до 8 кГц, где гораздо меньше конкуренция между инструментами.
В этом ансамбле акустическое пиано лучше всего подходит для заполнения нижней середины выше бас гитары, а также для дополнения некоторых ярких акцентов чуть ниже акустической гитары. Клавишные струнные (стринги) хорошо сидят в среднем диапазоне микса между пиано и акустической гитарой. Синтезированные звуки имеют тенденцию быть тяжелыми в нижней середине, и может потребоваться некоторое уменьшение в этой области при помощи эквалайзера, чтобы уменьшить конкуренцию с пиано и басом.
С инструментами, сбалансированными по частотному спектру, вам будет легко создать хороший микс вместе с вокалом.
Подобный метод: "сужения" звука в определенную область и устранения излишнего заполнения, становится тем эффективней, чем больше инструментов присутствует в миксе. Иногда инструмент, или секция инструментов, может быть подрезан даже в области своих фундаментальных частот на несколько дБ.
Стройте миксы своим путем
Возможно, что у вас уже есть свой метод микширования, в котором вы достигли успеха. Не отказывайтесь от него. Но в следующий раз, когда вы окажетесь за пультом, попробуйте один из этих методов и сравните результат. Если вы обычно делали микс "снизу вверх", попробуйте начать с лидер вокала и пойдите путь "сверху вниз". Если вы никогда не думали о взаимодействии звуков в частотном диапазоне, попытайтесь усвоить эту концепцию.
Вы можете добавить в свой арсенал новые методы, и ваши миксы улучшатся. По меньшей мере, вы приобретете новое проникновение в звуковую область, что поможет вам легче идти по тому пути, которым вы идете.