Говоря о компьютерном звуке в любом проявлении, мы должны в первую очередь вспомнить о компании PropelLerheads. Именно ее программы совершили революцию в музыкальной сфере и успели стать живой легендой прямо на наших глазах. ReBirth - родитель всех программных синтезаторов. Reason - виртуальная студия, объединившая мощные программные устройства, работающие на различных принципах синтеза и обработки: синтезаторы, семплеры, драм-машины, процессоры эффектов, секвенсер, микшеры. В чем революция? Причина - как переводится название студии - для повального перехода всей музыкальной общественности от дорогущих студийных железок к использованию музыкального софта? А причина заключается даже не в том, что PropelLerheads объединили кучу виртуальных устройств, заставив работать их вместе, а в том, как они это сделали! Чтобы понять, о чем речь, достаточно запустить Reason, открыть в нем один из демонстрационных проектов и нажать Tab. Стойка со всеми виртуальными устройствами проекта повернется к лесу передом, а к вам задом, и открывшийся вид настоящего студийного "железа" вас, безусловно, впечатлит. Почувствуйте себя обладателем реальной студии, стоящей несколько тысяч "зеленых"! И не только почувствуйте, а поработайте с ней. Установите на стойку любое оборудование, в любом порядке и количестве. Стойка вместит сколько хочешь устройств, лишь бы хватило мощности компьютера. Плюс виртуальности - устройства эти можно складывать (попробуйте нажать на треугольники).
Теперь потаскайте и попереключайте кабели приборов в разные разъемы по собственному усмотрению - эта возможность еще больше впечатляет. Это вам не какие-то соединяющие модули абстрактные связи, которые придется представлять в других студиях. Тут если взять, к примеру, семплер NN-19, так он точная копия аналогового семплера AKAI. И то, как этот семплер подключен к другим устройствам в Reason, наверное, визуальней не покажешь.
Вот почему так любят эту студию звукорежиссеры и музыканты и вот почему они так ждали появления Reason 4. И разработчики долго дразнили общественность, обещая настоящую бомбу! Reason 4 была призвана изменить
всякие представления о создании музыки, поскольку как бы перешла на качественно новый уровень.
Когда Reason 4 появилась, то все увидели, что студия действительно серьезно изменилась. Переработано ядро, новый секвенсер, новый синтезатор, арпеджиатор и Groove тул. Не сказать, чтоб новые девайсы и модули стали такими революционными и ошеломляющими, как было обещано, но вдохновить на свежие идеи они могут.
Нет, не пытайтесь растянуть в ширину главное окно программы - оно все такое же удивительно неизменяемое. Зато часть элементов меню перекочевала в отдельную боковую панель, и это стало очень удобно. В этой панели теперь задаются различные настройки и оттуда же вызываются необходимые устройства, в том числе и только что появившийся Thor.
Новый синтезатор Thor, похоже, получился самым мощным из всех, что до этого кто-либо делал. Здесь четыре типа фильтров, шесть видов осцилляторов и шесть слотов для подстановки любого из них - предостаточное число вариантов звучания! Стоит сказать и о наличии встроенного в Thor секвенсера, ручками и кнопочками которого можно управлять как мелодией, так и параметрами модуляции любого компонента синтезатора. Не зря так долго ждали инструмент - он самый важный среди новых.
Второй по важности - арпеджиатор RPG-8. Скорее даже не новый, а самостоятельный модуль, появившийся только в Reason 4. Сильно смахивает на секвенсер Matrix из 3-й версии студии, только расширенный функционалом для креативных арпеджио.
Если вас раньше расстраивала бездуховность музыки, создаваемой в Reason, то теперь ей можно придать теплоты и выразительности - грува. Делает это новый микшер ReGroove, причем в реальном времени. А что особо пригодится начинающим, так это специальная подборка rpyв-патчей, которая идет в состав; библиотеки этих патчей в Reason.
Абсолютно новый Combinator позволяет выстраивать цепочки из инструментов, эффектов, pattern-секвенсеров и другого, а затем сохранять их в формате Combi-патчей. Наконец-то в Reason появился профессиональный инструмент для мастеринга - МСlass, которого так не хватало в предыдущих версиях. Среди других нововведений - свежая библиотека звуков, расширенный браузер, а также новый протокол удаленного доступа.
Новинки - это здорово, но для многих музыкантов важней секвенсер - если не новый совершенно, то глобально переделанный. Другой интерфейс, дополнительные функции, продвинутый метод обработки данных - все в нем нацелено на ускорение самого рабочего процесса и повышение комфорта. Каждому девайсу - по собственной дорожке, данные секвенсера - в клипы. Двигаешь клип, и данные переезжают с ним - действительно удобно!
Вероятно, вы знаете, что все средства управления, расположенные на приборной доске Reason, можно автоматизировать. А вот визуализировать все поддерживаемые инструментом параметры, чтобы они отображались в треке инструмента (все сразу или выбранные), стало возможно только сейчас.
Важно, что эта "доделанная" оболочка секвенсера теперь позволяет работать с многолинейными треками и, что еще важнее, управлять темпом трека! Появление последней возможности говорит о внимании PropelLerheads к нуждам пользователей, до сих пор обделенных поддержкой переменных размеров и смены темпа в одной композиции. Раньше для решения этой проблемы приходилось сопрягать Reason с другими софтом (Cubase, Sonar, Logic)
или идти на другие ухищрения. (К слову, стыковку этих программ обеспечивает технология ReWire, механизм работы которой можно представить в виде незримых нитей, соединяющих эти и другие приложения.) Теперь же этот темп можно задать на панельке Transport (в нижнем левом углу).
Непревзойденное удобство и наглядность -вот, пожалуй, главные отличия Reason 4 от двух других студий, рассмотренных ниже. Что пришло в голову, сразу и сделал, не особо эту голову ломая. Но вот можно ли считать студию, в которой отсутствует поддержка VST, VST(i), настоящей виртуальной студией - это вопрос. И поддержки этой, вероятно, никогда и не появится - такая уж философия у производителя.
Источник: http://www.stmusic.visual.org |