В данном разделе собраны материалы раскрывающие понятие о том, что такое MIDI, как его делать и зачем вообще этот зверь нужен. Также здесь можно найти материалы о музыкальных технологиях, мастеринге и т.д.
Азбука MIDI. Совместимость данных. Контролеры. Системные сообщения. Приемы программирования миди-файлов. Создание кавер-версий. Использование тембров. Сведение миди-файлов и многое другое.
Эта статья не научит вас сразу делать качественное сведение, но многим будет полезно изучить приемы сведения, которые будут описаны в ней. Более того, все примеры и приемы будут крутиться около танцевальной музыки в стиле progressive trance. Итак, поехали…
Универсальных приемов нет
Именно так, и никак иначе. Сведение электронной музыки – это совокупность идеи трека и приемов ее реализации с помощью инструментов звукорежиссера. Каждый новый трек – это новый набор настроек динамики, количества посылов, разрывов и баланса всех эффектов в миксе. Сообразить, что и как лучше настроить не так-то просто, здесь лучшие помощники музыканту – это его уши, руки и опыт. Мы не учитываем тот фактор, что студийные мониторы помогают при сведении, если кто забыл, то самое время еще раз прочесть название статьи :).
Основной принцип моего метода сведения
Итак, основан этот метод на СРАВНЕНИИ. По ходу процесса сведения (во время создания аранжировки или после ее завершения – не столь важно) необходимо сравнивать ваш микс с уже готовыми различными западными треками.
Что нужно сравнивать:
1. Места, где звучит минимум инструментов (бочка, бас, хэты и клап).
2. Самые насыщенные моменты композиций (звучание лидов и как стала звучать ритм-часть).
3. Места «зависонов» (слушаем пэды, слушаем эффекты, смотрим на их яркость).
Именно сравнение дает хоть какую-то компенсацию отсутствия мониторов и хорошей звукоизоляции помещения. Сравнивать нужно только на той акустике, к которой вы очень привыкли и знаете как именно звучат те или иные нюансы различных композиций (собственно, тоже самое привыкание придется пережить, когда вы купите свои первые мониторы). Достаточно относительно хорошей Hi-fi стерео-системы, которую вы «знаете» и наушников.
Бочка и бас
Самый болезненный вопрос большинства российских музыкантов. Как сделать этот таинственный баланс бочки и баса? Чтоб и качало, и рвало, но не гудело и было жирным? :) Ответ - сложно. Почему? См. выше «Универсальных приемов нет». Нюансов миллион! Но все же кое-какие «эталоны» есть.
Внимательно послушайте западные треки. Прислушаемся к бочке. Что слышим, доктор? Плотная, почти всегда остренькая, в миксе не тонет, не гудит… Как делать? Надо думать, что все делают по разному, а я выбираю 4-х полосный компрессор. Меня вполне устраивает Emagic Multipressor (встроенный в секвенсор Emagic Logic Audio Platinum).
При настройке сего чуда преследуем следующие цели:
1. Избавляем бочку от излишнего «веса» в нижней части спектра (20-40 Гц).
2. Не используем большую атаку, ведь надо «подчеркивать» бочку, пусть пружинит! :)
3. Не забываем про Click в начале, т.е. не режем верха, а наоборот аккуратно подтягиваем.
4. Постоянно слушаем в разных местах микса и находим оптимальную настройку параметров.
Таким образом можно достичь неплохих результатов звучания «главного долбильного аппарата», но ни в коем случае не забываем, что очень многое зависит от изначального сэмлпа (или синтеза) бочки (на рисунке изображена настройка под очень острый кик-драм, поэтому так опущена середина и высота спектра). И, конечно же, не брезгуем отрываться от великого процесса сведения и заглядывать в западные треки.
С басом чуть иная история. Для меня не существует жестких рамок, сначала выровнять бочку, затем под нее бас или наоборот. Делается это все сразу, так сказать «в процессе» сведения. Для баса, я использую тоже 4-х-полосный компрессор, но уже Waves C4, поскольку считаю, что он лучше «добавляет» низов.
Вот здесь уже можно использовать любую атаку и спад полосы компрессора. Зависит от микса. :) Сразу предостерегу – не увлекайтесь низами. 30-100 Гц – самый сложный участок, и только вам, как композитору решать, как должен звучать бас.
Но если, опять же, вернуться к сравнению, то легко заметить, что бас у «запада» не такой уж и «низкий». Он есть, он играет хорошо и сочно, но он не гудит, а значит там аккуратно прибран низ. Не для кого не секрет, что все нужные низы выдадут сабвуферы в клубах.
Есть еще маленький момент с басом. На мастер я всегда вешаю Emagic Multipressor (потому что мне нравится, как он компенсирует все недостатки АЧХ микса). Вешаю и смело убиваю 25-30 Гц. Т.е. трачу одну полосу мультипрессора на уничтожение самого сложного участка низа (просто, поговаривают, что некоторые профи умело контролируют в студиях этот хитрый диапазон при помощи хороших студийных сабвуферов, но мы не в студии, поэтому — KILL HIM. :)
Да, кстати, бас я делаю при помощи софта Emagic ES1, ES2 и железки Virus B. И совсем не стоит думать, что основной бас у меня всегда Virus :)
Послушать, как звучат бочка и бас можно вот в этом отрывке.
Ну вроде все основные моменты учел… Едем дальше?
Эффекты. Разрывы, посылы и возвраты
Это, на мой взгляд, самая интересная часть трека. Управление всем и вся рулит. Там побольше сделал send, тут понизил mix на tape delay… хорошо… :) Что тут обсуждать относительно сведения? А вот что. Сэмплирование и внутренние эффекты VSTi-синтезаторов.
Подробнее. Отрубаем все нафиг! Все внутренние дилеи, ревера, оставляем только фазеры, хорусы и прочую мишуру, если уж они такие уникальные там. :) Отрубаем внутренние и используем внешние. Задержки всегда делаем посылом, регулируя вовзрат по мере необходимости. Вставить дилей-процессор в разрыв — означает «убить звук». Просто попробуйте и все поймете сами. :)
Никогда не смешиваем у основных звуков несколько типов задержки – это приведет к каше и будет мешать звучать другим инструментам (для эффектов заднего плана, такой прием использовать можно).
Если надо утопить звук в пространстве, смело втыкаем в разрыв ревербратор + посыл на стерео-дилей. Эффект глубокого космоса гарантирован. :)
Ходов автоматизации при работе с эффектами великое множество, но есть определенные правила:
1. Всегда следим за тем, чтобы не было перебора эффектов (длинные хвосты, много гула от реверба и прочие неприятности).
2. Используем посылы на 1 эффект для экономии ресурсов.
3. Не увлекаемся разнообразием количества эффектов, лучше выработать один стиль обработок для каждого микса. Это опять же избавит от каши и увеличит параметр прозрачности микса. :)
Четкость звуков и передача идеи автора
Ну что ж, вроде все сбалансировали, эффекты откалибровали, громкости нужные каждой дорожке подобрали, а четкости нет! Что делать? Пригласить госпожу Динамику в гости.
На все, что хотим выделить, смело вешаем компрессор, подбираем параметры (обычно это маленькая атака, приличный релиз и степень сжатия 3:1) и все.
Хотим сочный лид? Тады Exciter. Но не переусердствуйте. Кстати, о лидах, не забываем низы у них чикать параметрикой (косить все снизу примерно до 300 Гц), а то будет от них гул (особенно если секвенцию строить в 2-х октавах). Тоже самое с пэдами, если они звучат параллельно с басом (в зависоне обычно баса нет, зато есть пэды, вот там можно иногда даже басу добавить, но аккуратно).
На счет идеи. Я считаю, что отдавать на пересведение в студию свой трек не есть good idea. Кто, как ни автор знает, какой звук должен быть «ярче», а какой «темнее»? Именно в этом и отличие электронной музыки от живой. Только автор трека может выразить свою идею при помощи сведения, а значит только ему и надо сводить, и уметь это делать хорошо.
О сведении можно говорить еще очень и очень много. Но, поскольку, каждый раз при сведении ставятся разные задачи создания определенного звучания, то я просто рекомендую накапливать опыт, и задачи станут выполнимыми, а звук лучше.
Если у вас возникли какие-то вопросы по статье, то всегда можно написать мне письмо, получить поддержку и обсудить проблему.
Очень надеюсь, что эта статья помогла электронным музыкантам немного укрепить свои знания.