Шумовой шлюз (noise gate) — один из наиболее любимых инструментов в студиях. В общих чертах, это срезающий переключатель: когда сила сигнала падает ниже определенного значения, шлюз запирается и звук выключается. Хорошим примером может служить шлюзовая реверберация, которая используется в барабанах Фила Коллинза.
Эффект шлюза (Gate) создается введением событий СС11 (Экспрессия) со скачкообразными изменениями значений (обычно это 0 и 127), с помощью которых имитируется открывание и запирание шлюза. Основное применение эффекта — построение ритмов, но в качестве побочного продукта вы получаете возможность отделить протяжную часть звука и придать ей резкую атаку.
Приведем описание того, как можно построить простой шлюзовой ритм. Для начала выберите любимый звук подклада и запишите отдельный аккорд длительности в две доли такта при темпе около 100 вмр. Затем на отдельном треке вставьте события СС11 в позициях и со значениями, показанными на рисунке. Скопируйте события СС 11 еще три раза и заполните ими 2 такта. Наконец, прослушайте файл и примите поздравления.
Способ достичь стробированного ритма — решить, какой ритм вам нужен, и ввести СС11 со значением 127, как если бы это были начала аккордов. Потом надо решить, сколько времени должен звучать каждый аккорд и ввести СС11 со значением 0 в правильных местах после СС11:127. И, наконец, надо послушать все и отредактировать те СС11:127, которые должны звучать тише.
Для того чтобы добавить панораму эффекту шлюза, скопируйте все СС 11:127 на отдельный трек, конвертируйте их в СС10 (Панорама) и отредактируйте значения так, чтобы создать желаемое перемещение панорамы. Не копируйте СС11:0 — в этих точках трек не звучит.
Перекрестный шлюз похож на перекрестное затухание: когда один звук срезается, второй возникает. Панорамируйте два звука в противоположные стороны, и получите прекрасный эффект. Для того чтобы создать перекрестный шлюз, запишите два трека аккордов, используя тембры двух разных подкладов. Постройте стробированный ритм так, как делали это раньше для одного трека. Затем скопируйте данные шлюза на второй канал и измените все СС11:127 на СС 11:0 и наоборот.
И, наконец, вот интересный способ «задушить» отдельный барабан или перкуссионный звук без использования СС11 (Экспрессия), который бы заглушал весь набор барабанов. Через несколько тиков после удара барабана снова вставьте этот же инструмент со значением Velocity, равным 1. На большинстве тон-генераторов (если не на всех) это срежет голос инструмента, как срезается звук открытого хай-хета звуком закрытого хай-хета. Этот прием особенно эффективен для звука цимбал.