В данном разделе собраны материалы раскрывающие понятие о том, что такое MIDI, как его делать и зачем вообще этот зверь нужен. Также здесь можно найти материалы о музыкальных технологиях, мастеринге и т.д.
Азбука MIDI. Совместимость данных. Контролеры. Системные сообщения. Приемы программирования миди-файлов. Создание кавер-версий. Использование тембров. Сведение миди-файлов и многое другое.
Клавишные инструменты, обычно присутствующие во всех тон-генераторах, это фортепиано, орган, клавесин, клавикорды и аккордеон. На всех этих инструментах играют аналогичным образом и программируются они тоже сходно. Но все они имеют и отличия. Мы начнем с обсуждения сходств.
Игра на клавишных инструментах
Все ноты при игре на клавишных инструментах звучат только после нажатия на клавиши, — в этом случае не может быть никаких смещений высоты тона.
Диапазон клавишного аккорда ограничен растяжкой пальцев пианиста, таким образом, максимальный диапазон аккорда, сыгранного одной рукой, будет не более десяти полутонов для медленных партий или около октавы для быстрых.
Очень редко бывает, что все ноты аккорда попадают на один и тот же тик, как бы пианист того не желал, и ноты не обязательно появляются в последовательности возрастания или убывания их высот. Эта свойственная человеку ошибка является неотъемлемой частью звучания клавишных инструментов. Аккорды могут быть преднамеренно арпеджированы похоже на гитарный аккорд, но при этом отдельные ноты разнесены дальше друг от друга в связи со способом игры на инструменте. Слишком много близко расположенных арпеджированных аккордов будут звучать как плохо сыгранная гитарная партия.
Поскольку каждая нота в аккорде играется отдельным пальцем, человеческое свойство ошибаться ведет к тому, что громкость отдельных нот не бывает одной и той же, и даже может меняться весьма сильно в пределах одного аккорда.
Когда пианист играет форшлаги, две ноты играются разными пальцами, даже когда вполне возможно «соскочить» одним пальцем с черной клавиши на белую. Это означает, что в отличие от гитары, вполне возможно некоторое перекрывание между двумя нотами, и основная нота в форшлаге будет звучать несколько громче. Исключение может составлять тот случай, когда рука соскальзывает с аккорда, сыгранного на двух черных клавишах, на аккорд из двух белых клавиш. В таком случае основной аккорд форшлага будет звучать мягче.
Фортепиано
Обычный вопрос, возникающий при программировании фортепьянных партий: «Что делает левая рука?» На него есть столько же ответов, сколько существует музыкальных стилей, и ответ будет зависеть от того, что делает правая рука. Если правая рука играет высокую одноголосную мелодию (в противоположность ритмическим аккордам), левая рука часто играет протяжные аккорды где-то в районе середины клавиатуры. В блюзе и рок-н-роле часто используются стандартные образцы басовой линии фортепиано. В рок-музыкеили балладах основная задача левой руки — избегать того, чтобы «вставать на пути» бас-гитары, и, таким образом, партия может состоять из ритмических арпеджио, или протяжных или слегка ритмизованных октав.
Акустическое фортепиано обладает огромным диапазоном тембровых и динамических средств, благодаря чувствительности клавиш к силе и скорости нажатия. В связи с этим обстоятельством фортепьянные партии с близкими или фиксированными значениями Velocity всегда звучат синтетически.
Пианисты используют педаль, что позволяет играть на всей клавиатуре, получая при этом «гладкий» звук. Помните о том, что отключение педали (СС64:0) не должно появляться перед следующим аккордом. Если вы нарушите это правило, то возникнет короткий промежуток в звучании, который может напоминать шлюзовой эффект. Пианисты отпускают педаль в то время, когда звучит следующий аккорд, и нажимают на нее снова перед появлением нот, которые должны тянуться. Результат этихдействий похож на квантизацию контроллера педали сустейна со сдвигом на несколько тиков назад.
Наличие модератора — огромное преимущество акустического фортепиано, но весьма сомнительная вещь в случае синтезатора. Одна из его функций — уменьшение диапазона динамической чувствительности (Velocity) клавиатуры (можете смело считать, что он дает вам полный диапазон чувствительности в пределах от 30 до 97, а не от 0 до 127). В дополнение он создает более мягкий и теплый тембр. Многие производители синтезаторов при масштабированием диапазона чувствительности полностью игнорируют необходимые тембровые изменения модератора. В результате лучше избегать использования контроллера СС67.
Орган
Органист может использовать обе руки, создавая аккордовый ритм, или играть протяжные аккорды левой рукой, в то время как правой играет ритм или мелодию.
Органы оснащены специальной педалью, управляющей громкостью звука — очевидным аналогом контроллера СС11 (Экспрессия). Эта педаль воздействует также и на яркость звука. При миди-программи-ровании вы можете получить подобный эффект, используя контроллер СС74 или NRPN.
Звук органа является причиной того, что во многие тон-генераторы производители включают эффект Лесли (Rotary Speaker effect), обычно с подстраиваемыми быстрой и медленной скоростями. Для полной точности скорость должна меняться непрерывно на всем диапазоне, что вы можете достичь, используя контроллер СС6. Вы можете получить хороший результат, изменяя настройки вибрато.
Клавесин и клавикорды
Эти два инструмента очень похожи между собой, а также и на фортепиано, для которого они являются предшественниками. Ни один из них не имеет протяжного звука. Для целей программирования (при записи в режиме реального времени) можно использовать в небольших количествах контроллер СС64, — вы оцените его возможности, если решите имитировать высокотехничную игру на клавесине.
Эти два инструмента имеют очень разные возможности экспрессии —клавесин энергичный и громкий, но почти не чувствителен к силе и скорости нажатия на клавиши, из-за этого при программировании будет очень небольшой диапазон значений Velocity. Клавикорды в этом смысле совершенно противоположены ему.
Обычная для клавикордов роль в современной музыке — создание аккордового ритма, до некоторой степени имитирующего стиль игры на фанковой гитаре. При этом очень часто используются обе руки, расположенные близко одна к другой и играющие аккорды с помощью стаккато в пределах примерно двух октав.
Аккордеон и баян
Аккордеон похож на традиционный орган, в котором звук создается движением воздуха. Он имеет более короткую клавиатуру с диапазоном около трех октав. Правая рука играет на клавиатуре, в то время как левая управляет мехами и играет аккорды аккомпанемента, нажимая на кнопки. Баян похож на аккордеон, но не имеет клавиатуры — она заменена кнопками.
В связи с тем, что эти инструменты издают звук благодаря движению воздуха, громкость звука меняется с изменением напора воздушной струи. Таким образом, при программировании совершенно необходимо интенсивное использование контроллера СС11 (Экспрессия)для воспроизведения эффекта растягивания мехов — это жизненно важная составляющая правильного звука аккордеона.
Синтезаторы
Программирование современных синтезаторов целиком зависит от вашей фантазии, — здесь нет никаких ограничений, правил или специальной техники исполнения, которым вы обязаны следовать, и результат может находиться настолько далеко от «человеческого звучания», насколько вам это будет угодно.
Синтезатор — клавишный инструмент. Его возможности зависят в большой степени от того, монофоничен он или полифоничен. Если вы имеете возможность переключить канал в режим «Моно», вы сымитируете монофоничный синтезатор. В противном случае вам придется заняться редактированием синтезаторного трека и устранить все перекрывания нот. Установите Velocity для всех нот на одно значение и добавьте кое-где контроллер Портаменто. С помощью небольшого редактирования параметров Огибающей, Вибрато и Резонанса (возможно через NRPN) вы в состоянии создать прекрасное подобие аналогового синтезатора, используя струнные тембры.