Мелодическая перкуссия включает такие инструменты как ксилофон, колокольчик, маримба и виброфон. На всех них играют палочками, молоточками и пр. (за исключением челесты, которая управляется с помощью клавиатуры). В этом случае аккорды могут состоять только из двух нот (если только вы не имитируете тех мастеров, которые управляются с двумя палочками в каждой руке). Ошибки, свойственные человеческой природе, приводят к тому, что ноты не всегда хорошо синхронизированы.
Протяжность нот и аккордов достигается дробью, похожей на барабанную. Фактически большинство приемов, о которых мы говорили в связи с программированием барабанов, могут быть успешно применены и в этом случае, вместе с приемами программирования глиссандо для клавишных инструментов.
Другой вид мелодической перкуссии представляют собой литавры, которые часто (если не всегда) используются парами. Они обычно звучат с разницей в кварту.
Перкуссия
Сложность первая: перкуссионных инструментов очень много и они очень разные, и большинство их ассоциируется с определенным стилем музыки. Например, тумбалес популярен у исполнителей регги; куика, гуиро используются в самбе и салсе; кастаньеты — во фламенко и так далее. В рок-музыке наиболее распространенная перкуссия — это кау-белли бубен, но немного хорошо размещенной кабасы или конги может придать выразительности слишком плоской аранжировке.
Некоторые звуковые эффекты, которые можно найти в тон-генераторах, могут использоваться как полезные перкуссионные звуки: такие штуки как звук выстрела, шагов, хлопанье двери могут заменять или дополнять удары малого барабана. Звук биения сердца может использоваться как ритм и создавать особую атмосферу, если вы подгоните под него темп своей песни.
Обратите внимание на синхронизацию перкуссионных звуков, звучащих долго. Такой инструмент как, например, гуиро эффективнее будет сдвинуть на несколько тиков вперед. Перкуссионные инструменты с невыраженной атакой, как у кабасы, следует тоже подвинуть, чтобы они не притормаживали файл.
Вокал и хор
Очевидно, что эти тембры могут быть без всякого стеснения использованы как звуки синтезатора. Но вокальные звуки могут быть в частности эффективны при смещении высоты тона нот. Для большей реалистичности попробуйте имитировать вибрацию голоса с помощью пиков контроллера питч-бенд, или создать многоканальный хор с разной настройкой (detune) каждого канала.
Если вы можете выделить четыре канала, попробуйте следующий прием: запишите две гармонизированных вокальных мелодии, каждую из них дважды (но не копируйте трек) и настройте один из удвоенных треков немного выше, чем оригинал, а другой — немного ниже. Затем раздвиньте панораму каждой пары примерно на две трети спектра сте-реопространства, т. е. одна пара будет иметь значения Л и П20, а вторая П и Л20. Этот прием, иногда в сочетании с эффектом хоруса, является необходимым ингредиентом для создания богатого ансамблевого звука при работе с любым инструментом, играющим гармонизированную мелодию в качестве аккомпанемента.
Гармоника
С технической точки зрения это язычковый инструмент и программируется тем же способом, что и саксофон. Полутоновые шаги при глиссандо и широкий спектр значений Velocity применяются подобным же образом, для того чтобы эмулировать различную силу дыхания. Вибрации звука хорошо управляемы, поэтому вы достигните большего peaлизма, используя смещение высоты нот или быструю смену двух разных нот, а не контроллер модуляции. Как и у всех инструментов, звучащих благодаря дыханию, яркость звука будет меняться соответственно силе дыхания, поэтому попробуйте поэкспериментировать с контроллером СС74 (Яркость), а также с громкостью отдельных нот (Velocity) и контроллером экспрессии при имитации приглушенного звука и изменениях тембра, характерных для блюзовой гармоники.
Несколько советов
-
Одна из проблем, с которой вы можете столкнуться при использовании тон-генераторов, — плохая раскладка сэмплов по клавиатуре: на одной высоте ноты звук гладкий и теплый, а на полтона выше он неожиданно делается резким и неприятным. В случае аккордовых партий наиболее просто понизить громкость неприятной ноты. Для сольных мелодий введите в нужном месте смещение высоты звука и получите более теплый звук из предыдущей ступени. Если значительная часть мелодии звучит в высоком регистре и включает различные неприятные ноты, попробуйте сделать следующее: запишите мелодию обычным образом, затем конвертируйте все неприятно звучащие ноты в самые высокие из тех, что звучат хорошо, включите RPN#2 (Грубая подстройка) и используйте контроллер СС6 (Ввод данных), вводя события перед каждой нотой, чтобы перенастроить ноты правильным образом.
-
В вашем наборе ударных отсутствует табла или talking-drum? Попробуйте смещать высоту нот у конги при установках диапазона в 12 полутонов.
-
Попробуйте продублировать басовую мелодию с помощью фортепиано, смещенного вперед на тик или два. В случае быстрой и динамичной басовой партии это даст прекрасный звук.
|