Все сообщения, передаваемые между MIDI-устройствами, разделены на две категории: сообщения каналу и сообщения системе. Сообщения каналу — события, содержащие установки параметров звука для канала, они направляются только в один канал. Существует пять типов сообщений каналу: Включение/ Выключение ноты (Note on/ Note Off); Изменение управления (Control-Change); Изменение программы (Program Change); Смещение высоты тона ноты (Pitch-bend); Афтертач (Aftertouch). Это базовые типы событий, из которых построены миди-файлы. Сообщения системе не содержат установок параметров звука для канала и адресованы всей миди-системе как целому.
Обзор
Если вы новичок в миди-программировании, прочитайте «Обзор», впитав все, что вам будет под силу, при этом поглядывая в ту часть руководства вашего устройства, которая называется «Список возможностей миди», чтобы понять, что именно вам доступно. Экспериментируйте с различными контроллерами, чтобы услышать, какое воздействие они оказывают на звук.
В «Обзоре» раскрыта суть всех основных строительных блоков миди: нот, контроллеров, изменений программ, смещения высоты тона нот и афтертача. Вторая часть главы, «Основные миди-события», дает более глубокий взгляд на наиболее чаще используемые команды изменения управления. Там вы найдете советы, объяснения и предостережения.
Разобьем сообщения об изменении управления на три группы: непрерывные, изменяющиеся и контроллеры-переключатели (фиксированные контроллеры).
Непрерывные контроллеры — это те контроллеры, которые большую часть времени вам приходится иметь под рукой во время записи, постоянно подстраивая их значения (примером может служить контроллер модуляции СС1).
Изменяемые контроллеры — это те, которые устанавливаются в начальное значение (0 — 127) и обычно оставляются в этом значении на продолжительное время (иногда и на всю партитуру).
Переключатели и неизменные контроллеры — это контроллеры, которые могут быть либо включены, либо выключены (например, СС64 (Педаль сустейна)) или которые посылают неизменное сообщение.
Существует некоторая перекрывающаяся область между непрерывными и изменяемыми контроллерами: значение контроллера СС10 (Панорама), например, обычно устанавливается во вступительном такте и остается в такой позиции на протяжении всей партитуры. Но вы можете сдвинуть панораму вправо в каком-то месте файла, а потом вернуть ее обратно. И в этом случае она попадает под наше определение изменяемых контроллеров. Но что если вы решите непрерывно изменять панораму, перемещая звук в стереопространстве ? Превратится ли СС 10 неожиданно в непрерывный контроллер?
На практике нет никакой разницы. Наше определение служит для разбивки контроллеров на узнаваемые семейства в целях объяснения и лучшего понимания их роли. Как и прочие события миди, это просто рабочие инструменты, призванные помочь вам создавать музыку. Как вы пользуетесь этими инструментами, — зависит от вас.
Это может кого-то насторожить, что наше деление контроллеров на группы — наше же изобретение. Уважая точность, мы приведем современную миди-спецификацию распределения номеров по сообщениям об изменении управления:
0 — 31 Непрерывные контроллеры 0 — 31 MSB;
32 — 63 Непрерывные контроллеры 0 — 31 LSB;
64 — 95 Переключатели;
96 — 121 Неопределенные контроллеры;
122— 127 Сообщения, зарезервированные для режимов канала.
В разделах «Почисти!» указывается на возможные причины «отказа механизма» в законченном файле, связанные с различными типами данных, и на способы их преодоления. Чистить файлы необходимо. Как бы прекрасно ни вел себя файл в вашей конфигурации, система другого пользователя может среагировать по-другому на некорректные данные (и многие тон-генераторы весьма требовательны). Кроме этого, чем больше ненужной информации останется в вашем файле, тем дольше он будет загружаться в секвенсер или файл-проигрыватель. У вас есть воз-
можность почистить файл в самом конце работы, но это будет весьма трудоемко. Намного проще чистить каждый записанный кусок.