Громкость кажется на первый взгляд совершенно простой и понятной вещью. Что тут хитрого? Тише, громче... К сожалению это не так. Миди предлагает три различных способа управления громкостью звука: Основная громкость (СС7), Экспрессия (СС 11) и параметр Velocity (Относительная громкость ноты).
Давайте разберемся, где и как использовать каждый из вариантов.
Для каждого канала, содержащего ноты, в вашем файле должно быть только одно единственное событие Основная громкость (СС7), помещенное во вступительный такт. Все изменения громкости (например, при затухании звука) внутри партитуры создаются с использованием контроллера Экспрессия (СС11). Причина проста, вы имеете возможность сбалансировать все ноты канала между собой, добившись нужного характера звучания и отрегулировав начальную и конечную громкость при затухании, а потом с помощью Основной громкости (СС7) сбалансировать этот канал со всеми другими.
Если же вы будете использовать вместо Эксперссии (СС11) Основную громкость, вам придется уменьшать или увеличивать каждое значение СС7, появляющееся в вашем файле. Кроме того, вам может не хватить запаса: если какие-то из событий уже имеют значения 120, вы можете увеличить все другие значения не более чем на 7, и при этом некоторые ноты окажутся все равно недостаточно громкими. По той же самой причине, если вы увеличите значения на 30, ваши затухания перестанут на самом деле затухать, так как последнее значение окажется не 0, а 30.
Другой способ управления громкостью предоставляет параметр Velocity. Нужно постараться получить от использования этого параметра все, что только возможно. Чем сильнее сигнал, тем меньше вам придется делать уровень громкости на вашем тон-генераторе, а это будет улучшать отношение «сигнал/ шум» на выходе.
Большинство звуков (в большинстве тон-генераторов) устроено таким образом, что их тембровые характеристики изменяются при увеличении значения параметра Velocity. Например, в случае партий ритм-гитары вы можете получить значительно лучший результат, максимизировав значения этого параметра так, чтобы самые громкие ноты имели значение 127, при этом понизив основную громкость данного канала для балансировки его с остальными.
И, конечно, нет никакой необходимости отказываться от улучшения тембра звука в тех местах, где звук должен быть тихим. Вместо того чтобы уменьшать значения Velocity, оставьте их максимальными и введите в начале и в конце нужной части СС11, установив таким образом необходимую громкость.
Использование контроллера громкости
Попробуйте начать работу, установив в хедере значения Основной громкости для всех каналов на уровень 120. Постарайтесь не изменять это значение так долго, как только возможно. При установленных значениях Основной громкости, записав партию, недостаточно громкую даже с максимальными значениями СС11 и Velocity, вы оставите за собой возможность увеличить Основную громкость этого канала.
Если бы вы начали со значения 127, вам пришлось бы понижать Основные громкости для всех остальных каналов, что было бы неоправданной тратой времени.
Большинство клавиатур снабжено регулятором громкости, который передает в секвенсер события СС7. Используйте возможности секвен-сера переназначать контроллеры, и конвертируйте поступающие события СС7 в СС11. Возможно, вы в состоянии настроить свою клавиатуру таким образом, чтобы она сразу передавала события СС11, но оставьте это про запас, особенно если используете инструмент на концертах.
Если ваша система не дает возможности переназначить контроллеры ни на уровне клавиатуры, ни на уровне секвенсера, и регулятор громкости посылает только сообщения СС7, у вас есть две возможности: ваш секвенсер может выполнять команду «Найти и заменить» или существует какой-то вид «математического» редактора, способного найти все события СС7 и конвертировать их автоматически.
Если это не удается (и пока вы программируете миди-файлне на коммерческой основе), попробуйте использовать СС7 так, как мы использовали СС11, и наоборот. Таким образом, вы будете использовать СС7 внутри партитуры в качестве контроллера Экспрессии, а СС11 будет вставлен в единственном экземпляре в хедер и станет регулировать основную громкость.
О различных методах управления громкостью вы можете прочитать в разделе «СС11: Expression (Экспрессия)».