Эффект хоруса складывается из двух составляющих — задержки и перенастройки высоты тона отдельных элементов звука, приводящих к уплотнению его текстуры. Результат применения эффекта напоминает ситуацию, когда несколько голосов акустических инструментов играют в унисон.
Эффект хоруса используется, когда стоит задача уплотнения звука. Другими словами, с его помощью достигается ощущение, что мелодию исполняют более одного инструмента. При невысоких значениях эффект может удивительным образом влиять на монофонические звуки, такие как гобой, или на сольные скрипичные партии. Если применить большое количество хоруса, практически любой инструмент начинает звучать неестественно, что бывает полезно в определенных случаях.
Попробуйте дать максимальную глубину хоруса набору ударных инструментов. Результат будет звучать довольно необычно, это удобный способ получить другое звучание ударных инструментов, когда вам надоел единственный набор, присутствующий в General MIDI.
Одно из наиболее эффективных применений хоруса состоит в его использовании со звуками, которые сами по себе уже достаточно плотны. Вы можете получить великолепный результат, придав хорус подкладу, родес-пиано и некоторым органным звукам. Кроме того, это прекрасный способ придать мощь слабому звуку баса и коротким аккордам медных инструментов или оркестра.
Уплотнение звука, к которому приводит использование хоруса, начинает играть заметную роль, когда вы программируете файл со скудной инструментовкой. В этой ситуации вы можете столкнуться с тем, что как только вы увеличиваете диапазон панорамирования более чем на 15 пунктов в каждую сторону, между инструментами появляется пустое пространство. Добавление хоруса дает возможность затуманить пространственные границы звука, что позволяет расширить их до такой степени, чтобы заполнить «дыры».
Другая особенность хоруса состоит в том, что при его применении возникает ощущение увеличения уровня громкости. Об этом полезно вспоминать в те минуты, когда солирующая мелодия недостаточно выразительна даже при максимальных значениях Velocity. Например, если вы записали трек ритм-гитары, где возникает в середине гитарное соло, вместо того, чтобы увеличивать значения контроллера СС11 (Экспрессия) для всего трека, просто установите значение ["глубины хоруса где-то между 40 и 60 прямо перед началом соло, и обнулите его перед началом ритмической партии. Результат такого применения хоруса оказывается эффективнее, чем простое увеличение громкости.
При работе с панорамой, реверберацией и любым другим эффектом, который есть в вашем распоряжении, следует помнить о том, что именно разнообразие придает вкус. Самый превосходный эффект не сработает, если вы примените его ко всем инструментам микса, Хорус следует использовать не потому, что он есть в вашем арсенале. Постарайтесь ограничить область его применения теми звуками, которые нуждаются в большей энергии и плотности, чтобы проявился их индивидуальный характер.
Глубина хоруса часто оказывается лишь одним из целого диапазона изменяемых параметров этого эффекта. Скорее всего, получить доступ к остальным управляемым параметрам хоруса вы сможете через незарегистрированные номера параметров или через SysEx.
Настройка степени хоруса может дать очень интересные результаты, создав несколько таинственный, странный звук при очень высоких значениях. Вы можете выбирать различные типы хоруса, такие как Symphonic, Flanger и другие.
Установка всех параметров хоруса, кроме его глубины, оказывается глобальной, то есть, если вы выбрали тип и степень хоруса для одного из инструментов, для всех других вам придется использовать именно их или вообще ничего.