«Да, эта песня сделана, закончена, это превосходно, я просто молодец! Сейчас я сделаю еще одну...» — серьезная ошибка! В этой точке сделано 95 процентов работы, и это была приятная и творческая работа. Но если вы не сделаете оставшиеся 5 процентов немедленно, то когда? После того, как вы начнете заниматься следующим файлом, меньше всего захочется возвращаться к этому. Это финальная часть работы, пусть не такая творческая, но быстрая, несложная. И она приносит чувство удовлетворения, — все действительно завершено!
Первым делом удалите в хедере все данные, имеющие отношение к незадействованным каналам. Если вы используете GM, GS или XG Reset в начале файла, следующим шагом удалите все контроллеры RPN 0, устанавливающие диапазон смещения высоты тона нот в значение плюс-минус 2 полутона, — они не будут использоваться.
Теперь максимизируйте громкость всего файла: посмотрите на установки контроллера СС7 в хедере или на экране вашего тон-генератора (если вы все делали «по правилам», это единственное место в вашем файле, где встречается контроллер СС7). Увеличьте каждое значение громкости так, чтобы наибольшее равнялось 127 пунктам, в то же время сохраняя имеющийся баланс (например, если наибольшее значение СС7 равно 118, вы можете добавить по 9 пунктов на каждом канале).
Теперь проверьте данные в конце каждого канала на предмет возврата контроллеров в начальное состояние. Контроллеры, которые нас интересуют, это СС64 (Педаль сустейна), СС11 (Экспрессия) и питч-бенд (Смещение высоты тона нот). Убедитесь в том, что появление последнего из всех этих контроллеров имеет начальное значение (например, 64: 0; 11: 127; питч-бенд: «центр»). Вероятно, вы помните, где использовали эти контроллеры, так что данная работа не потребует много времени.
Когда проверяете концовку, обратите внимание на то, чтобы все ноты на всех каналах выключались одновременно.
Затем укоротите ударные ноты. Если вы не делали этого во время программирования, установите все ноты на канале ударных так, чтобы они имели длину около 4 тиков при разрешении секвенсера в 96 тиков на четвертную ноту, — это уменьшит вероятность появления проблемы преждевременного переключения. Вы могли бы задать длину нот в тиках для всего канала, но если вам необходимо выбирать длину в кванти-зированныхчастях, выбирайте наименьшую (обычно 64-ые триоли).
Теперь послушайте весь файл от начала до конца пару раз, чтобы проверить, нет ли каких-то неполадок в синхронизации или ошибок. Постарайтесь послушать его хотя бы один раз громко. Если вы собираетесь использовать ваш файл как фонограмму, лучше всего получить в распоряжение зал, в котором будете выступать, хотя бы на часок, чтобы послушать файл с соответствующим уровнем громкости. И обязательно возьмите с собой ручку и бумагу, — вы узнаете о производстве миди-файлов для концертных выступлений за это время намного больше, чем в рамках домашней студии.
Когда вы уверены что все готово, наступило время сохранить файл последний раз. Сохраните его во всех возможных форматах, которые могут вам понадобиться, и сделайте резервные копии. Сначала сохраните файл так, как видите его на экране, — в «родном» формате вашего секвенсера. Это упростит вам последующее редактирование, если таковое понадобится. Затем сохраните его как стандартный миди-файл; если ваш секвенсер дает возможность выбора между ТуреО и Typel, сделайте выбор или (еще лучше) сохраните его два раза (но не забудьте дать разные имена этим файлам, чтобы второе сохранение не переписало первое).
Если вы работаете на компьютерном секвенсере и сохраняете файл на флоппи-дискету, помните, что некоторые рабочие станции и плееры с жесткими дисками не «умеют» читать директории. Убедитесь, что сохраняете файл в корневой раздел, если собираетесь воспроизводить его на подобных устройствах.
Выбирайте тщательно имя файла, в частности, если это кавер-версия. BEZTEB.MID может быть аббревиатурой для десятка песен, некоторые из которых вы, возможно, соберетесь программировать позже. Попробуйте придумать свою систему именования и придерживаться ее неукоснительно.
Если вы сохраняете файл в формате типа 1 и при этом использовали несколько треков для записи различных частей песни на одном канале, прежде микшируйте эти части на один новый трек. Затем заглушите оригинальные треки и прослушайте файл, чтобы убедиться, что сведение выполнено правильно. В конце удалите оригинальные треки. Вы можете оставить ударные инструменты на разных треках, но тогда убедитесь, что общее количество треков не превосходит 16 (некоторые сек-венсеры «умеют» загружать только 16 дорожек и игнорируют все остальные) .
Иногда процесс конвертации файла в стандартный формат, который производит ваш секвенсер, выявляет некоторые неполадки в файле. В первую очередь это проблемы с преждевременным переключением нот. После сохранения файла в стандартном миди-формате (а прежде в «родном» формате секвенсера) всегда снова загружайте стандартный файл и воспроизводите его от начала до конца, чтобы проверить, что проблем нет.
Если не все в порядке, проще и практичнее сделать необходимые изменения в партитуре, записанной в формате секвенсера, а потом снова произвести все сохранения в других форматах. Это будет гарантией того, что все копии идентичны и исправлены.
Как вы будете организовывать резервные копии законченного файла, — дело личного вкуса. Так что все сказанное ниже следует рассматривать как предложение. Сохраните файл во всех полезных форматах на дискете, и затем сделайте копию этого диска. Напишите название файла на этикетке дискеты и защитите дискету от записи. Это ваши мастер-копии, они предназначены для использования в экстренных ситуациях или в тот момент, когда вам понадобится файл в определенном формате.
Сохраните файл в стандартном формате на третьей дискете. Эта дискета предназначена для постоянного использования. Продолжайте сохранять новые готовые файлы на этой дискете таким же образом до тех пор, пока она не будет заполнена. Потом начните следующую дискету, создавая, таким образом, свою фонотеку. (Если вы используете систему с жестким диском, сохраните файл в директории на жестком диске.) Храните все три диска с вашей песней в разных местах, — если они попадут в одну коробку, и с ней что-то случится, вы потеряете все копии.
Не забудьте проверить, что все резервные копии в порядке, прежде чем уберете их в безопасное место. Это задача, от которой может разболеться голова, — слушать одну и ту же готовую песню столько раз, но если вам нужны резервные копии, вы должны быть уверены, что можете на них положиться.
Если вы используете «железный» секвенсер с функцией сброса материала на магнитную пленку вместо жесткого диска, лучше сохранить файл на двух различных кассетах, сколько бы времени это ни отняло (это все равно быстрее, чем программировать файл снова). Дискеты тоже повреждаются, но они все-таки надежнее, чем магнитная лента. Не забудьте запустить процедуру верификации, если секвенсер таковую имеет.
Не забудьте сохранить письменные замечания обо всем, что не записано в самом файле, например, какое оборудование вы использовали, каковы были установки внешнего микшера или процессора эффектов. Вы можете сделать запись о темпе, о тональности и продолжительности песни, обо всех изменениях, которые вы внесли в аранжировку или аккордовую последовательность, о том какие тембры вы использовали на каждом канале и т. п. Если возможно, сохраните эти заметки в виде текстового файла на резервных дискетах. Так же полезно иметь на этих дискетах копию текста песни.
Миди-программисты любят послушать свои творения спустя какое-то время и слегка себя поругать. На самом деле это очень конструктивная вещь по двум причинам: во-первых, она позволяет оценить свой профессиональный рост за некий период времени, а, во-вторых, дает возможность исправить то, что кажется неверным в свете накопленного опыта. Используйте такую возможность, — она поможет вам убедиться в том, что не стоит стесняться своих старых файлов.
|