Затухания громкости, возможно, наиболее употребляемый временной эффект. Его используют, чтобы создать динамическую окраску партий струнных или звуков подкладов, для завершающего аккорда песни, или для постепенного введения нового звука в микс. Аргументы «за» и «против» работы с контроллером СС11 (Экспрессия) приведены в соответствующем разделе первой части книги, и, конечно, в случае его использования вряд ли можно придумать что-то необычное: для того, чтобы получить плавное затухание, просто надо иметь достаточно твердую руку.
Однако нет никакой причины, по которой затухание звука должно быть обязательно плавным. Для привнесения некоторой новизны в звучание, при нарастании звука попробуйте сделать следующее. Запишите аккорд, который должен нарастать, совместив его начало с началом такта. По шагам введите события СС11 (Экспрессия) прямо перед началом нот и на каждой восьмой доле такта. Пусть значения контроллера возрастают так: 15, 30, 45, 60, 75, 90, 105, 127. Результат — ритмическое нарастание, похожее на шлюзовой эффект (Gate).
Вы можете даже совместить это с эффектом «экономичного» перемещения панорамы (который мы опишем далее), скопировав события СС11 и конвертировав их в СС10 (Панорама). Так вы заставите звук «прорываться» из разных мест стереопространства по мере нарастания громкости. Конвертируйте скопированные СС И вССЭЗ (Хорус), и вы заставите скачкообразно нарастать также плотность и явность звука, получив эффект, похожий на крещендо.
Перекрестное затухание — метод, позволяющий плавно преобразовать один звук в другой. Некоторые синтезированные звуки постепенно изменяются и начинают звучать по-другому, если ноты имеет большую длительность, и такой эффект может быть сымитирован при использовании двух различных звуков, когда один из них затухает, а другой в это время нарастает. Это получается лучше при использовании гладкого затухания, но вы можете попробовать и ступенчатый метод работы с громкостью (с помощью контроллера экспрессии). Как и со всеми подобными эффектами, все это совсем не сложно.
Сделайте копию записанного трека и назначьте этому новому треку другой канал, но с той же панорамой. Выберите два звука, которые будут перерастать один в другой: для максимального эффекта возьмите тембры «warm pad» и «metalic pad» или «resonant pad». Теперь создайте затухание громкости (используя контроллер экспрессии), которое начинается со значения 30 и возрастает до значения 127 на протяжении такта, на треке, которому назначен тот канал, что и одному из вышеозначенных звуков. Скопируйте события СС11 на другой трек (скопированный), которому назначен другой канал и поменяйте направление затухания. Здесь звук будет затухать со значения 127 до 30. Для того чтобы создать постоянно изменяющееся перекрестное затухание между двумя звуками, скопируйте затухания, построенные в одном такте, на каждый следующий такт или через такт, чередуя затухания и нарастания.